![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проведение переговоров⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
В практике менеджмента при проведении деловых переговоров используются следую-щие основные методы: вариационный метод; метод интеграции; метод уравновешива-ния; компромиссный метод. Вариационный метод. При подготовке к сложным переговорам (если вы предвидите негативную реакцию партнеров) выясните следующие вопросы: - в чем заключается идеальное (независимо от условий реализации) решение постав- ленной проблемы в комплексе? - от каких аспектов идеального решения (с учетом всей проблемы в комплексе, партне- ра и его предположительной реакции) можно отказаться? - в чем следует видеть оптимальное (высокую степень вероятности реализации) реше- ние проблемы при дифференцированном подходе к ожидаемым последствиям, труд- ностям, помехам? - какие аргументы необходимы для того, чтобы должным образом отреагировать на ожидаемое предложение партнера, обусловленное несовпадением интересов или их односторонним осуществлением (сужение или соответственно расширение предложе- ния при обеспечении взаимной выгоды, новые аспекты материального, финансового, юридического характера и т.д.)? - 64 - - какое вынужденное решение на ограниченный срок можно принять на переговорах? - какие экстремальные предложения партнера следует обязательно отклонить и с помо- щью каких аргументов? Такие рассуждения уже выходят за пределы только альтернативного рассмотрения пред-мета переговоров. Они требуют изучения всего предмета деятельности, определенного творческого подхода к нему и реальной его оценки. Метод интеграции предназначен для того, чтобы убедить партнера в необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общественных взаимосвязей и вытекаю-щей отсюда потребности в развитии кооперации. Применение этого метода, конечно же, не гарантирует достижения соглашения в деталях: пользоваться им следует в тех случаях, когда, например, партнер игнорирует общественные интересы и подходит к осуществле-нию своих интересов с узковедомственных позиций. Пытаясь добиться того, чтобы партнер осознал необходимость интеграции, не надо, од-нако, упускать из виду его законные интересы. В связи с этим необходимо избегать нраво-учительных призывов, оторванных от интересов партнера и не связанных с конкретным предметом обсуждения. Наоборот, надо изложить ему свою позицию и подчеркнуть, каких действий в рамках совместной ответственности за результаты переговоров от него ожидают. Несмотря на несовпадение ваших ведомственных интересов с интересами партнера, осо-бо отметьте необходимость и отправные точки решения обсуждаемой на переговорах про-блемы. Попытайтесь выявить в сфере интересов общие для всех аспекты и возможности получения взаимной выгоды и доведите все это до сознания партнера. Не предавайтесь иллюзиям относительно того, что можно прийти к согласию по каждому пункту перегово-ров: если бы так было на самом деле, то переговоры вообще были бы не нужны – можно было бы сразу переходить к заключению соглашений. Метод уравновешивания. При использовании этого метода учитывайте приведенные ниже рекомендации: - определите, какие доказательства и аргументы (факты, результаты расчетов, статис- тические данные, цифры и т.д.) целесообразно использовать, чтобы побудить партне- ра принять ваше предложение; - вы должны на некоторое время мысленно встать на место партнера, т.е. посмотреть на вещи его глазами; - рассмотрите комплекс проблем с точки зрения ожидаемых от партнера аргументов «за» и доведите до сознания собеседника связанные с этим преимущества; - обдумайте какие возможные контраргументы партера, соответственно «настройтесь» на них и приготовьтесь использовать их в процессе аргументации; - бессмысленно пытаться игнорировать выдвинутые на переговорах контраргументы партнера: последний ждет от вас реакции на свои возражения, оговорки, опасения и т.д.; - в связи с этим выясните, что послужило причиной такого поведения партера (не сов- сем правильное понимание ваших высказываний, недостаточная компетентность, не- желание рисковать, желание растянуть время и т.д.). Компромиссный метод. Участники переговоров должны обнаружить готовность к ком-промиссам: в случае несовпадений интересов следует добиваться соглашения поэтапно. При компромиссном решении согласие достигается за счет того, что партнеры после неу-давшейся попытки договориться между собой с учетом новых соображений частично от-ходят от своих требований (от чего-то отказываются, выдвигают новые предложения). Чтобы приблизиться к позиции партнера, необходимо мысленно предвосхитить возмож-ные последствия компромиссного решения для осуществления собственных интересов (прогноз степени риска) и критически оценить допустимые пределы уступки. Может так случиться, что найденное вами компромиссное решение превышает вашу компетенцию. В - 65 - интересах сохранения контакта с партнером вы можете пойти на так называемое условное соглашение (например, сослаться на принципиальное согласие компетентного руководи-теля). Трудно быстро прийти к согласию путем уступок, приемлемых для обеих сторон (на-пример, в отличие от полного отказа одного из партнеров от своих требований или так на-зываемого «гнилого» компромисса): партнеры по инерции будут упорствовать в своем мнении. Необходимо терпение, соответствующая мотивация и умение поколебать мнение партнера с помощью новых аргументов и способов рассмотрения проблемы. Соглашение на основе компромиссов заключается в тех случаях, когда необходимо дос-тичь общей цели переговоров и срыв их будет иметь для партнеров неблагоприятные пос-ледствия. Приведенные методы ведения переговоров носят общий характер. Существует ряд прие-мов, способов и принципов, детализирующих и конкретизирующих их применение: Встреча и вхождение в контакт. Даже если к вам приехала не целая делегация, а всего один партнер, его необходимо встретить на вокзале или в аэропорту и проводить в гос-тиницу. В зависимости от уровня руководителя прибывающей делегации ее может встре-чать либо сам глава вашей делегации, либо кто-то из участников намечающихся перего-воров. Стадия приветствия и вхождения к контакт – начало прямого, личного делового контак-та. Это общая, но важная стадия переговоров. Процедура приветствия занимает очень ко-роткое время. Самая распространенная в европейских странах форма приветствия – руко-пожатие; при этом первым руку подает хозяин. Разговор, предваряющий переговоры, должен носить характер необременительной бе-седы. На данном этапе происходит обмен визитными карточками, которые вручаются не во время приветствия, а за столом переговоров. Привлечение участников переговоров (начало деловой части переговоров). Когда ваш пратнер уверен, что ваша информация ему полезна, он с удовольствием вас выслушает. Вы должны вызвать у оппонента интерес к себе. Передача информации. На основе вызванного у партнера интереса надо убедить его в том, что он поступит мудро, согласившись с вашими идеями и предложениями, так как их реализация принесет ощутимую выгоду ему и его организации. Детальное обоснование предложений (аргументация). Партнер может интересоваться вашими идеями и предложениями, он может понять их целесообразность, но все еще ве-дет себя осторожно и не видит возможности применения этих предложений в своей ор-ганизации. Вы должны выяснить и разграничить его интересы, а также устранить его сом-нения (нейтрализация, опровержение замечаний). В завершение деловой части переговоров преобразованные интересы партнера должны быть оформлены в виде окончательного решения (решение принимается на основе ком-промисса).
|