![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления рациональной организации труда
Рационализация управленческого труда предполагает создание таких условий, при ко-торых конечная цель управления достигается с наименьшими затратами труда. Она на-правлена на использование в процессе труда последних достижений науки и техники ме-неджмента, а также передового управленческого опыта. В основе рациональной организации управленческого труда лежат определенные прин-ципы: - комплексность. Проблема организации управленческого труда должна решаться все- сторонне – с учетом всех аспектов управленческой деятельности. Принцип комплекс- ности предполагает, что научная организация управленческого труда развивается не по одному направлению, а по их совокупности и касается не одного работника, а все- го управленческого коллектива; - системность. Если принцип комплексности выражает требование полноты рассмот- рения объекта по всем направлениям, то принцип системности предполагает их вза-
- 52 - имное согласование, увязку, устранение противоречий, в результате чего создается такая система организации труда, в рамках которой все ее составные части взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всего пред- приятия; - регламентация – это установление и строгое соблюдение определенных правил, по- ложений, указаний, инструкций и других нормативных документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления. При этом выделяется круг проблем, подлежащих жесткой регламентации, и определяются вопросы, для ко- торых нужны рекомендации; - специализация заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций, работ и операций и возложением на него полной ответственности за конеч- ные результаты деятельности в процессе управления. При этом следует иметь в виду, что существуют пределы специализации, переступать которые нельзя, иначе можно ограничить творческий рост работников и отрицательно повлиять на результаты их труда; - стабильность. Трудовой коллектив должен работать в условиях стабильности своего состава, функций и решаемых задач. Это не исключает динамики в развитии. Важно, чтобы изменение содержания и состава задач было обусловлено объективно необхо- димыми потребностями и происходило на строго научной основе; - целенаправленное творчество заключается в достижении двух взаимосвязанных це- лей – обеспечении творческого подхода при проектировании и внедрении передовых приемов труда и максимальном использовании творческого потенциала управленчес- ких работников в их повседневной деятельности. Каждый из рассмотренных выше принципов имеет самостоятельное значение. Вместе с тем они дополняют друг друга, раскрывая различные способы общего подхода к организа-ции управленческого труда. Рациональная организация труда аппарата управления базируется на общих прин-ципах – уровне оплаты и стимулировании труда; разделении и кооперации труда; техническом обеспечении и механизации; нормировании труда; благоприятном ре-жиме и хороших условиях труда. Оплата и стимулирование труда. Современные условия конкурентного развития предприятий, предполагают переосмысление сущности и содержания оплаты труда. В основе механизма распределения по труду лежат следующие критерии: определение оп-тимального соотношения централизованного регулирования заработной платы и прав ор-ганизаций в области оплаты труда; определение уровня минимальной зарплаты; разработ-ка методики коллективно-договорного регулирования распределения по труду. Основной смысл всей работы в области материального вознаграждения сотрудников ор-ганизации – определить меру труда и размер его оплаты. Разработка оптимальных соотно-шений в оплате труда различной сложности является наиболее важным моментом в систе-ме дифференциации заработной платы. Такой подход обеспечивает соответствие размеров оплаты труда его качественным показателям. Речь идет о справедливом вознаграждении за труд. Уровень оплаты труда в организации должен быть таким, чтобы ее работники не завидовали сотрудникам конкурирующих фирм, иначе руководство фирмы столкнется с таким явлением, как миграция рабочей силы. Чтобы этого не произошло, в системе опла-ты и стимулирования труда должны соблюдаться следующие требования: - оплата по результатам труда. Оплата по труду (формула «каждому – по труду») имеет двоякое толкование. Под трудом можно понимать либо его результаты, либо затраты (количество труда). Принцип «по затратам труда» гарантировал индивиду- альную зарплату, но не регулировал ее. Регулирование происходит с учетом затрат и результатов труда. Отсюда вывод: платить нужно не по труду, а по его результатам; - уверенность и защищенность работников. Заработная плата должна быть такой, что- - 53 - бы у сотрудников появилось чувство уверенности в завтрашнем дне и они были бы защищены от всяких изменений, как во внешней, так и во внутренней среде – в орга- низации. Задача состоит в том, чтобы сотрудники максимум внимания сосредотачи- вали на решении главных задач организации: ин не должны отвлекать денежные про- блемы, связанные с материальным обеспечением себя и своей семьи. Обеспечить им это должна гарантированная заработная плата; - стимулирующий и мотивирующий аспект зарплаты. Система оплаты труда должна включать действенные средства стимулирования и мотивации. Работникам предоста- вляется возможность получать больше, чем просто фиксированную зарплату. В связи с этим вводятся дополнительные выплаты, непосредственно связанные с их опреде- ленными достижениями; - дополнительные (поощрительные) формы оплаты труда за личный вклад. В допол- нение к основной зарплате организация устанавливает различные льготы для лучших работников. Это служит своего рода оценкой и признанием организацией особо каче- ственной работы сотрудника. Дополнительные формы оплаты труда включают скид- ки на покупку товаров фирмы, субсидии на питание, оплату расходов на образование, медицинское обслуживание, страхование жизни и т.п. Учет в заработной плате таких факторов ее дифференциации, как условия труда, его тя-жесть и напряженность, значимость сфер его приложения, количественных и качествен-ных результатов индивидуального и коллективного труда, осуществляется посредством других элементов (форм) организации заработной платы. В связи с этим выделяют следу-ющие формы оплаты и стимулирования труда: повременная заработная плата, чистая сдельная, аккордная и премиальная системы оплаты труда. Повременная заработная плата определяется по продолжительности рабочего вре-мени без учета производительности труда. Однако следует иметь в виду, что в этом слу-чае работник получает зарплату не просто за свое присутствие на работе: от него ожида-ется определенная (нормальная для данной категории работников) выработка: (Повременная зарплата) = (кол-во отработанного времени) х (почасовая оплата) Повременная зарплата применяется там, где выработку измерить невозможно. Недостат-ки ее состоят в том, что сложно добиться от работников высокой производительности тру-да (нет стимулов к ее повышению) – необходимо дополнительно затрачивать время для контроля затрат рабочего времени. Отмеченные недостатки устранимы в какой-то мере при чистой сдельной оплате труда. В этом случае работник получает зарплату в зависимости от выработки: либо выплачива-ется определенная денежная ставка за единицу выработки (аккордная заработная плата), либо дается конкретное задание по времени на единицу выработки (повременно-сдельная оплата труда). Сдельную зарплату лучше всего применять на однообразных, легко учиты-ваемых по времени и количеству работах. Как недостаток сдельной оплаты труда и ее раз-новидностей следует отметить невысокое, как правило, качество работы и игнорирование техники безопасности труда. В погоне за количественным результатом часто игнорируют-ся качественные показатели. Премиальная оплата труда. Наряду с повременной и сдельной оплатой работникам вып-лачивается дополнительное вознаграждение, т.е. премия. Условия премирования оговари-ваются, как правило, в трудовом соглашении. Таким образом, доходы работников складываются из нескольких частей: - минимальная ставка устанавливается в соответствии с тарифной системой оплаты труда; - базовая ставка устанавливается исходя из квалификации работника на основе описа- ния трудовых функций и состояния рынка труда; - переменная часть оплаты труда является дополнительной. Это гибкая система опла- ты труда, основанная на участии работников в прибылях организации и распределе- - 54 - нии ее доходов. Система участия в прибылях предполагает создание определенного механизма распределения дополнительных доходов, получаемых в результате роста производительности труда в том подразделении, где трудится работник. Это не про- сто новая система оплаты труда. В основе ее лежит новый подход к оценке професси- ональной пригодности конкретной личности. Выплаты через «участие в прибылях» - это не разовые бонусы или доплаты сверх нор-мы. Это подвижная часть фонда оплаты труда, тесно связанная с конечными результата-ми. Практика показывает, что использование гибких систем участия в прибылях организа-ции позволяет значительно повысить уровень оплаты труда при одновременном повыше-нии его производительности. Сформулируем принципы оплаты и стимулирования труда: - универсальность (система оплаты труда должна одинаково хорошо функционировать в различных организационных структурах); - простота и доступность; - коллективная ответственность за выполнение установленных показателей, которая наступает автоматически, без вмешательства «извне»; - справедливое распределение коллективного заработка (размер зарплаты любого чле- на коллектива зависит от его личного вклада и никакими пределами не ограничивает- ся); - самостоятельность трудового коллектива не только в выборе стиля и методов работы, но и в определении величины заработной платы в зависимости от конечных резуль- татов труда. Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных ви-дов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. По существу, это специализация работников на выполнении отдельных видов работ. Еще в древние времена люди поняли, что из разделения труда можно извлечь дополни-тельные преимущества. Их шансы выжить повышались, когда они поручали каждому чле-ну группы определенную роль в сфере, которую он знал лучше других. Когда общая зада-ча организации разделена между ее членами таким образом, что каждый человек выполня-ет свою особую роль, то в последующем люди становятся профессионалами в своем деле, а это повышает эффективность их труда. Основополагающий элемент процесса такой ор-ганизации труда – департаментализация. Департаментализация – процесс распределения различных видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определенных органи-зационных задач. В связи с этим выделяют следующие направления деятельности менеджеров в области депатртаментализации. Функциональная департаментализация – это процесс разделения на группы видов деятельности и ресурсов внутри фирмы таким образом, чтобы служащие, исполняющие одинаковые или сходные виды деятельности, были объединены в один отдел. Группа видов деятельности в этом случае сосредотачиваются на основных функциях бизнеса. В типичном производственном бизнесе отделы обычно утверждаются для того, чтобы исполнять производственные, финансовые и маркетинговые функции. В туристской фирме это могут быть отделы рекламы и информации, финансовый, сбыта (реализации путевок) и т.д. Функциональная департаментализация является наиболее общепринятым подходом для распределения видов деятельности и ресурсов по группам. Это особенно широко распро-странено среди мелких организаций. Основные преимущества функциональной департа-ментализации: - сосредоточение на одной функциональной области стимулирует становление служа- - 55 - щих как специалистов в своем деле; - наблюдение и координация упрощаются, поскольку менеджеру необходимо помнить и интегрировать только узкий круг функциональных видов мастерства; - функциональная департаментализация хорошо подходит к стабильным ситуациям. В то же время функциональная департаментализация обладает и несколькими недостат-ками: - служащие упускают из вида цели организации, потому что они концентрируют вни- мание на своем отделе и своей специализации; - срок для принятия всеобщих решений увеличивается из-за необходимости принятия решений в каждой функциональной области; - возникают конфликты между узкими специалистами разных функциональных отде- лов; - могут возникнуть «проблемные места» при переходе работы от одного отдела к дру- гому. Особое значение функциональной департаментализации состоит в том, что она является, пожалуй, основополагающим базисом для предприятий, занимающихся бизнесом. Альтер-нативный тип департаментализации, возникший по мере развития фирм и роста производ-ства продукции и услуг, называется департаментализацией по продукту. Департаментализация по продукту – процесс разделения по группам видов деятель-ности и ресурсов в зависимости от типов продукции, которую продает компания. Приме-нительно к туризму это может быть, например, лыжный тур либо оригинальная экскурси-онная программа и т.п. Департаментализация по продукту имеет ряд преимуществ. Продукция становится цен-тральным элементом, относительно которого могут координироваться все задачи фирмы. Решения принимаются быстрее и эффективнее, чем в функционально-организационной компании; обязанности и производительность каждого человека четко определены. И пос-леднее – депатрамнтализация по продукту наиболее соответствует динамичному окруже-нию, поскольку она поддерживает гибкость фирмы и способствует быстрому реагирова-нию на изменение условий. Но депатраментализация по продукту имеет и свои недостатки. Отделы сосредатачива-ются только на своем виде продукта и слабо ориентируются в проблемах всей организа-ции. Страдает согласованность действий среди подразделений, потому что каждый отдел действует самостоятельно. Фирмы с такой структурой более дорогостоящи, чем функцио-нально организованные компании, потому что каждый отдел должен иметь собственный штат специалистов. Департаментализация по потребителям – процесс организации разных видов дея-тельности и ресурсов таким образом, чтобы каждый отдел мог внимательно реагировать на различные потребности специфических потребительских групп. Например, среди ту-ристов это любители спокойного отдыха, любители спортивного отдыха, любители при-ключений и т.п. Успех департаментализации по потребителям зависит от способности организации опре-делить особые категории потребителей и исследовать их специфические потребности. Особое преимущество такого разделения труда в том, что он позволяет специалистам быть очень чуткими в отношении потребностей особых потребительских групп. Часто это дает организации преимущество в предвидении новых потребностей клиентов и позволяет реагировать на них лучше и быстрее, что очень важно в условиях конкуренции. Широко распространенный метод департамтализации по потребителям состоит в том, чтобы одно-му отделу поручить вопросы продажи путевок потребителям, другому – работу с транс-портом, отелями и т.д. Департаментализация по географическому положению – это процесс разделения по груп-
- 56 - пам видов деятельности и ресурсов в зависимости от особенностей местоположения фир-мы. Департаментализация по географическому положению применяется тогда, когда операции или рынки фирмы широко распространены. Но она используется также и в од-ном городе. В туризме такое разделение труда очень распространено, так как многие ту-ристские фирмы предлагают свои услуги в одном или нескольких туристских регионах: на Кипре, в Чехии, Турции и т.д. Главное преимущество депатаментализации по географическому положению в том, что она способствует лучшему приспособлению организации к нуждам особых потребителей и особенностям различных регионов. Недостаток такого разделения труда состоит в том, что контроль за отделами организации и согласование их работы затруднены и требуют увеличения административного штата. Департаментализация по времени (характерна для туризма) заключается в том, что трудовые процессы планируются и организуются в определенные периоды времени. Пос-кольку туризм имеет сезонный характер, то данный аспект разделения труда менеджеру нужно обязательно учитывать.
|