Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура управленческого труда
Среди основных элементов менеджмента одним из наиболее ярких является управлен-ческая культура. Слово «культура» (от лат. cultura) буквально означает воспитание, обра-зование, развитие. В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-техничнских условий и традиций управления, про-фессионального и нравственного развития менеджера. В узком значении культура управ-ленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя. Управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для ме-неджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения. Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в основе ее лежат опре-деленные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них: - юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно- правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом отношении состоит в зна- нии и выполнении юридических норм (более подробно с ними вы познакомитесь при изучении курса «Правовое регулирование в туризме и сервисе» на 4 курсе); - моральные нормы, регулирующие поведение менеджера в области нравственности и морали; - организационные нормы, устанавливающие структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей, а также правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в орга- низации; - экономические нормы – регулируют экономическую деятельность организации. Существуют и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определен-ным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется сово-купность элементов, аттестующих деятельность менеджера в отношении культуры управ-ленческого труда. Эти элементы следующие: - личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; - 57 - личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.; - рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда ме- неджера немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Менеджеру необходимо стро- го планировать затраты своего личного времени на работу с документами и кадрами, на решение социально-экономических и коммерческих вопросов, на совещания, на переговоры. Кроме того, он должен учитывать непроизводительные затраты времени, а также неучтенное время. В то же время руководитель должен планировать не толь- ко свое рабочее, но и свободное время. Старая истина гласит: «Кто не умеет работать, тот не умеет и отдыхать». - культура содержания рабочего места. Отдельные менеджеры считают, что в про- цесссе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью вык- ладывают на рабочий стол всею имеющуюся у них документацию. Но это неправиль- но. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются са- нитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п. На рабочем столе должны находиться лишь нужные для работы документы. Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку и заменять вышедшую из строя мебель. - культура проведения массовых мероприятий – умение организовать и провести раз- личные совещания, переговоры и беседы. - культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам. - культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, опре- деленные сроки их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за сво- евременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое пись- мо. - культура речи. Около 80% рабочего времени менеджера занимают контакты с людь- ми, поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культу- ры менеджера. - организационная культура руководителя. Она определяется степенью владения ме- неджером теорией управления, методами организационной работы, его опытом, на- выками и умением осуществлять разнообразные организационные процедуры, сос- тавляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени менеджера. К организационным процедурам относятся подбор и расстановка кадров, разработка организационных норм, нормативов и планов личной работы, постановка задач и до- ведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др.
- 58 -
|