![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания. Задание 1. Описание одного из подходов к психологическому консультированиюпо следующей схеме:
Задание 1. Описание одного из подходов к психологическому консультированию по следующей схеме: v Цели и задачи работы с клиентом в рамках данного подхода. v Круг проблем, рассматриваемых в данной области психологического консультирования. v Особенности отношений консультант - клиент. v Основные методы воздействия в рамках данного подхода. Данное описание осуществляется на основе анализа литературных источников, которые должны быть перечислены в конце раздела. В литературе по психологическому консультированию можно часто встретить описание различных подходов к работе с клиентом, но эти описания имеют свою структуру, они выполнены не по указанной выше схеме. Студент должен ознакомиться с литературой и на основе ее анализа описать подход к консультированию именно согласно схеме, изложенной выше. Это задание на умение читать и анализировать литературу по психологическому консультированию. Некоторые студенты вместо описания подхода к психологическому консультированию описывают психологическое консультирование вообще или какой-либо вид психологического консультирования, например семейное. Это ошибка. Внутри, например, семейного психологического консультирования можно выделить не менее 8 различных подходов к работе с семьей (см. Навайтис, 1999, с. 15-87): психодинамическая модель консультирования семьи, структурная модель консультирования семьи, стратегическая модель психологического консультирования семьи и т. д. Задание 2. Составление программы психологического консультирования по определенному классу проблем. Работа выполняется на одной стороне листа, имеющего стандартный формат (А4). Начинается текст работы с титульного листа. Приблизительный объем работы - 10-15 страниц. На основе анализа литературы по выбранной теме студент должен составить программу психологического консультирования по определенному классу проблем (психологическое консультирование политиков, учителей, дошкольников и т. д.). Программу можно выполнять в виде таблицы или текста, имеющего разделы, соответствующие головке приведенной ниже таблицы.
Желательно подробно рассмотреть несколько наиболее типичных ситуаций для выбранной области консультирования. Необходимо показать знание терминологии, изученной в данном курсе. К работе должен прилагаться список литературы с полным библиографическим описанием. В тексте таблиц или просто в тексте желательно делать ссылки на литературу. После титульного листа в работе желательно поместить содержание с указанием страниц соответствующих разделов. По согласованию с преподавателем возможна иная структура контрольной работы. Задание 3. Описание случая психологического консультирования, описанного в литературных источниках, с последующим его разбором. Желательно брать случай консультирования из того подхода, который описывался выше. Студент как бы иллюстрирует тот подход, который он ранее описывал. Описание и анализ консультативного случая удобно осуществлять в форме таблицы, имеющей следующие колонки:
В колонке «Ход беседы» желательно поместить протокол беседы. В колонке «Анализ деятельности консультанта» помимо собственно анализа, объяснения, что и зачем консультант делает, необходимо поместить информацию о трудностях, которые встречает консультант в своей работе, и о путях решения трудностей в ходе беседы. В колонке «Мой комментарий» студенту следует поместить свои комментарии: с чем он согласен, а с чем нет, что, как он считает, следует делать по-другому. В качестве удачного примера такого описания и анализа случая консультативной работы можно привести случай работы психолога Браулио Монтальво с семьей девочки Манди, приведенный в книге Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстиц-киса (1999, с. 359-380). На одной стороне страницы там изложен протокол беседы с семьей, на другой Браулио Монтальво дает комментарий своей работе, поясняет, что и зачем он делает. Этот пример иллюстрирует работу с семьей в рамках структурной модели психологического консультирования семьи. Литература
Основная: 1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 496 с. 2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с. 3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Пер. с англ. М.Р. Мироновой. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с. 4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. – М.: А – Приор, 2007. – 240 с. 5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с. 6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. –560 с. 7. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с. 8. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика / Пер. с англ. А. Шадура. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 448 с. 9.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991. – 96 с. 10. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с. 11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999. – 239 с. 12.Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1991. – 336 с. 13. Лысенко Е.М. Групповое психологическое консультирование: крат. Курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с. 14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с. 15. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998. –109 с. 16. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 488 с. 17. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с. 18. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с. 19. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Карл Роджерс и клиент-центрированная терапия // Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Составитель – М. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. – С. 16 – 85. 20. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та, 2005. – 352 с. 21. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 624с.
Дополнительная: 1. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. –СПб.: Питер, 2000. –160 с. 2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М., Рефл-бук, 1994. 3. Ахмедов Т.И. Введение в общую психотерапию: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Аст, 2005. – 414 с. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / пер. с англ. – Мн.: ООО Попурри, 2005. – 512 с. 5. Бондаренко О. Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов// Журнал практического психолога. – 1998. - №7. – С. 54 – 58. 6. Булкина Е. С. Письменное общение психолога с клиентом// Журнал практического психолога. – 1999. - №9. – С. 64 – 66. 7. Васьковская С. В., Горностай П. П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. – Киев: Вища шк., 1996. – 192 с. 8. Волков Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики// Журнал практического психолога. – 1997. - №1. – С. 9 – 13. 9. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. –Киев: Наукова думка, 1995. –128 с. 10. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416 с. 11. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. – М.: ОЛМА-ПРЕССЮ 2004. – 355 с. 12. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Изд-во Речь, 2005. – 256 с. 13. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17. 14. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. Научный журнал. – 1995. -№3. – С.38 – 45. 15. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования// Вопросы психологии. – 1993. - №5. – С.50-56. 16. Кларк Л. SOS. Обуздай свои эмоции. Как справиться с тревогой, гневом и депрессией / Пер. с англ. М. Колесниковой. – М.: Астрель: АСТ, 2007. –301 с. 17.Ковтун В.П. Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе: проблемы становления // Преступление и наказание. – 1996. - №3. 18. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Переизд. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 144 с. 19. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций// Вопросы психологии. Научный журнал. – 2000. - №3. – С. 49 – 56. 20. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники// Московский психотерапевтический журнал. – 1992. - №1. – С. 33-48. 21. Макдермот Я., Яго В. Практический курс НЛП. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 464 с. 22. Методы и техники практической психологии. Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.М. Попова, С.В. Петрушина. Изд. 2-е, испр. и доп.– СПб.: Речь, 2007.–224 с. 23. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование.–М.: Смысл, 2001.–494 с. 24. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. 25. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с. 26. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов.Центр прикладной психологии, 1993.-49 с. 27. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 288 с. 28. Перлз Ф. Гештальт-семинары: Гештальт-терапия дословно. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. – 325 с. 29. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. – 184 с.
30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. – 3-е изд. стеретип. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 192 с. 31. Путеводитель по НЛП: Толковый словарь терминов / Сост. В.В. Морозов. – Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 2001. – 272 с. 32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. Пособие. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672 с. 33. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.: Интор, 1997. – 192 с. 34. Сатикова С.В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №4. – С. 25 – 32. 35. Сатир Вирджиния. Семейная терапия и NLP. –М.: Институт общегуманитарных исследований, 1999. – 180 с. 36. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.: Технологич. Школа бизнеса, 1996. – 428 с. 37. Столин В. В. Некоторые принципы психологического консультирования// Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. – М.: Отделение психологии и возрастной физиологии АПН СССР, 1981. – С. 58 – 65. 38. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста/ Пер. с англ. А. И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 160 с. 39. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности.– М.: МАК, 2005.–468 с. 40. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения /Психологическая энциклопедия. – СПб.: прайм-Еврознак, 2002. – 864 с. 41. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход)// Психологический журнал. – 1994. - №5. - Т.15. –С. 44-55. 42. Шабалина В. В. Методика группового психологического консультирования (группового каунслинга): Методические рекомендации для психологов, работающих в школе/ Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Кафедра психологии. - СПб, 1998.-75 с. 43. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с. 44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с. 45. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576 с.
4. Дисциплина «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОТБОРА» Преподаватель - Трифонова Т.А., доцент кафедры психологии труда и предпринимательства, электронный адрес – trifonova@ieml.ru Актуальность изучения дисциплины определяется все возрастающими требованиями рынка труда в грамотном подборе персонала компаний, в психологических консультациях в отношении человеческих ресурсов. Под «человеческим ресурсом» подразумевается совокупный потенциал знаний, умений и навыков, трудовая мотивация, лояльность по отношению к компании-работодателю, личностные качества, которыми обладают потенциальные сотрудники и работники организаций. Компетентность в управлении персоналом, включающая подбор, отбор, расстановку, оценку и мотивирование сотрудников, является важнейшим фактором в экономическом процветании любой организации. Целью изучения является развитие у студентов представлений о методах и психологических технологиях профессионального отбора, о роли психолога в процессе поиска, подбора и оценки персонала, формирование практических умений и навыков, составляющих основу профессиональной деятельности психолога-консультанта по подбору персонала в организации. Программа дисциплины предназначена для проведения лекций, лабораторных и практических занятий, а также индивидуальной работы студентов. Форма проведения практических занятий предусматривает повторение лекционного материала, решение тестов, а лабораторные занятия включают тренинговые технологии по отработке практических навыков, рассмотрение вопросов с примерами из практики. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение рекомендованной литературы, периодических изданий, электронных ресурсов, подготовку выступлений на практических занятиях, участие в ролевых и деловых играх.
|